Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 г. Калининска Саратовской области»
Направление: художественно- эстетическое
Программа дополнительного образования детей 4-7 лет «Веселый лучик»
Программа составлена Крамной Людмилой Викторовной, воспитателем МБДОУ
«Детский сад №6 г.Калининска Саратовской области»
Пояснительная записка
Одним из основных направлений обеспечения разностороннего личностного развития детей дошкольного возраста является решение задач художественно-эстетического воспитания. Эффективным средством достижения целей художественно-эстетического воспитания выступает изобразительная деятельность, которая способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления и является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.
В педагогической практике мы чаще всего сталкиваемся с такими проблемами: с одной стороны - «шаблонность» показа способов действия с художественными материалами воспитателем, с другой,- ограниченный выбор художественных материалов, с третьей, - отношение родителей к рисункам детей, их «отрицательная» или «никакая» оценка, что вызывает у ребенка чувство неуверенности, страха, отказ от рисования.
Неуверенность в себе - это проблема для многих детей, готовящихся поступить в школу. От этой проблемы нужно избавляться как можно скорее, чтобы она не мешала ребенку наслаждаться жизнью, добиваться успехов, заводить дружеские отношения с другими детьми. И поможет нам в этом – рисование с использованием нетрадиционных техник изображения — одно из лучших занятий, которое способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, формирует уверенность в себе, в своих способностях, самоидентификацию в творческой работе, целенаправленность деятельности и, таким образом, воспитывать личность.
Для решения задач художественно-эстетического воспитания была создана программа «Веселый лучик».
Актуальность данной программы возрастает в связи с повышающимися требованиями, предъявляемыми к ребенку-дошкольнику - будущему первокласснику, связанными со становлением новой системы дошкольного образования.
Новизна и оригинальность программы заключается в новом подходе к вопросам художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка посредством введения в занятия рисование по авторским сказкам, мультфильмам, широком применении видеоматериала и презентаций, на различные темы, использование нетрадиционных приемов обучения изобразительному искусству (более 20 техник).
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет решить важные педагогические задачи:
-умение дошкольника анализировать информацию, полученную из различных источников,
-проявлять индивидуально-творческие способности, выдвигать разные подходы в решении проблем, придумывать оригинальные способы,
-проявление осознанного и активного эстетического отношения к миру, художественно-творческих способностей, готовность к эстетическому восприятию окружающей действительности,
-владение жизненными навыками, необходимыми для успешной социализации в коллективе, обществе, адаптации к школе и быстроменяющимся условиям жизни,
- сформированность важнейших нравственных качеств личности, усвоение общечеловеческих ценностей и норм, умение адекватно оценивать свои возможности, личностные качества.
Цели и задачи программы.
Цель программы заключается в формировании у ребенка художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности, посредством использования нетрадиционных техник рисования. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности;
- Учить детей самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения;
- Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изобразительных материалов.
- Познакомить с разными жанрами живописи.
- Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами.
- Придумывать и создавать композиции, образы.
- Воспитывать у детей эстетическое отношение к родной природе.
- Знакомить детей с художественными качествами и образной выразительностью цвета;
- Создавать благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.
- Способствовать развитию речи и мелкой мускулатуры рук детей.
Отличительными чертами программы «Веселый лучик» являются интеграция различных видов деятельности на одном занятии, подбор нетрадиционных техник для групп смешанных возрастов – средняя - старшая и старшая – подготовительная, использование более 20 техник изображения и различных материалов.
Программа создана с учетом потребностей и возможностей детей среднего и старшего дошкольного возраста, их индивидуальных особенностей, интересов, и направлена на удовлетворение познавательных и творческих потребностей ребенка.
Срок реализации данной программы составляет 2 года и предусматривает 2 этапа обучения. Курс занятий рассчитан на 1 раз в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня, продолжительностью 20-25 минут с детьми 4-6 лет и 25-30 минут с детьми 5-7 лет, в группе до15 человек. Общее количество занятий в год: 36 занятий с детьми 4-6 лет и 36 занятий — с детьми 5-7 лет.
Материалы для занятий включают авторские разработки, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный отечественными учеными и педагогами-практиками (“Цветные ладошки” И.А. Лыковой, методики Т.С. Комаровой, « Занятия по рисованию с дошкольниками» Р.Г.Казаковой, «Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазеров» М.В. Кудейко, «Увлекательное рисование с детьми 3-7 лет» К.К.Утробиной и др).
Основной формой организации образовательного процесса является кружковая деятельность.
Занятия с детьми проводятся в группе или в специально отведённом помещении, при этом учитывается вариативность в организации обстановки, в которой протекает работа с детьми. Все необходимые материалы (подбор которых педагог тщательно продумывает заранее, ещё до начала занятия) рационально размещены на столах и доступны каждому ребёнку. Предусматривается и некоторый запас материалов, на случай, если что-то будет испорчено, который располагается на одном из рабочих столов взрослого. Второй стол педагога, как и мольберт, используется для демонстрации наглядности, для показа приёмов изображения.
Дети рассаживаются за столы свободно.
Примерная структура занятий.
Педагог нацеливает детей на выполнение задания.
Рассказывает о предстоящей работе.
Демонстрирует 2-3 приёма работы.
Дети подбирают материал и работают с ним. Детям, испытывающим затруднения, оказывается помощь.
Дети работают творчески и свободно. Впрямую их действия не контролируются. Педагогом приветствуется проявление детьми творческой инициативы.
Педагог напоминает детям об окончании работы и подводит итог (называет поставленную цель, перечисляет выбранные детьми способы её достижения, отмечает успехи и называет трудности, которые удалось или не удалось преодолеть).
Основные требования к уровню подготовки детей 4-7 лет по программе
Возраст
|
Дети должны знать
|
Дети должны уметь
|
4-6 лет
|
- материалы, которыми можно рисовать (восковые карандаши, кисти, краски), в том числе нетрадиционные: ладошки, ватные палочки, губка, пенопласт, трафарет, засушенные растения.
- цвета и некоторые оттенки (красный, желтый, синий, зелёный, белый, чёрный, коричневый, оранжевый, голубой, серый).
|
- правильно работать карандашом, разными кистями;
- владеть нетрадиционными изобразительными техниками: рисование ладошкой, печатание различными печатками и мятой бумагой, тычкование полусухой жёсткой кистью, рисование ватными палочками, тампонирование губкой,“батик”, резерв из свечи в сочетании с акварелью.
- ориентироваться в понятиях: форма, цвет, количество, величина предметов;
- изображать отдельные предметы, а также несложные сюжетные композиции; изменять положение руки в зависимости от приёмов рисования;
- использовать разнообразие цвета, смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка;
- комбинировать разные способы изображения и изоматериалы.
- творить в команде детей.
|
5-7 лет
|
- виды изобразительного искусства (автопортрет, пейзаж, натюрмотр, шелкография);
- теплые и холодные оттенки спектра;
- особенности внешнего вида растений, животных.
-способы окрашивания бумаги.
|
- различать виды изоискусства;
- владеть навыками в нетрадиционных техниках изображения ( батик, кляксография, граттаж, рисование с использованием трафарета и шаблона, набрызг, “мозаичное” рисование, мыльными пузырями, изолентой, набрызг, мраморирование, рисование по манке и ткани);
- смешивать краски для получения новых оттенков;
- передавать особенности внешнего вида растений, животных;
- сочетать различные виды изобразительной деятельности и изоматериалы;
- рисовать самостоятельно;
- создавать коллективные коллажи в сотрудничестве со сверстниками и воспитателем.
|
Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
Система диагностики рассчитана на получение необходимой психолого-педагогической информации с целью решения в дальнейшем конкретных практических задач.
Диагностика проходит в два этапа: входная (сентябрь), итоговая (май). Результаты позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемым к детям каждой возрастной группы.
Для проверки знаний ребенка используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, анализ продуктов деятельности. Большое значение при проведении диагностики имеет наблюдение за ребенком на занятии: проявление им интереса к рисованию, творчеству, желания заниматься. Для обследования используются задания из книг Колесниковой Е.В. «Тесты для детей 4лет», «Тесты для детей 5 лет», «Тесты для детей 6-7 лет», направленные на выявление знаний форм, цвета, для исследования внимания и мышления, воображения и фантазии, оценки моторики рук.
Подведением итогов данной программы являются работы детей, участвующие в детских художественных выставках, проходящих в детском саду, всероссийских конкурсах и фестивалях, а также проведение открытых мероприятий на городских и районных методических объединениях.
Примерный учебно-тематический план с детьми 4-6 лет.
месяц
|
Тема занятия
|
Техника рисования
|
Кол-во занятий
|
практика
|
теория
|
сентябрь
|
1.Тестирование по сенсорике
2.Тестирование по вниманию, мышлению
3.Тестирование по воображению, фантазии
4.Тестирование по развитию моторики
|
карандаши
|
1
1
1
1
|
|
октябрь
|
Блок «Подарки осени»
1. «Осень в лесу»
2.«Грибы в лукошке»
3. «Ягоды и фрукты
4. «Подсолнух»
|
Печать засушенными листьями Аппликация из крупы
Печать фруктами и пальцами
Рисование пальцами
|
0,5
0,5
1
1
|
0,5
0,5
|
ноябрь
|
1. Выставка «Подарки осени»
Блок «Море, море…»
2. «Осьминог»
3. «Рыбки»
4.«Дельфин»
|
Рисование ладошкой
Рисование ватными палочками
Восковые карандаши+акварель
|
1
0,5
0,5
1
|
0,5
0,5
|
декабрь
|
1. «Черепаха»
2. Коллективная работа-выставка «Море, море…»
Блок «Здравствуй Зимушка-Зима»
3. «Зимний лес»
4. «Свеча в горшочке» - подарок родителям
|
Печать семенами клена
Ранее изученные техники
Печать пенопластом
Композиция из готовых форм
|
1
1
1
1
|
1
|
январь
|
1. «Елочка пушистая»
2.«Снеговик»
3. «Снежинка»
4. Выставка «Зимушка-Зима»
|
Тычок жесткой кистью
Печать мятой бумагой
Трафарет+набрызг
|
1
1
1
1
|
|
февраль
|
Блок «Кто, кто в сказочке живет?»
1. «Воробьишко» по М.Горькому
2. «Мохнатый Мишка» по Д.Мамин-Сибиряку
3. «Крокодил» по М.Москвиной
4. «Котенок» по Г.Остеру
|
Печать губкой
Тычок жесткой кистью
Печать губкой
Печать губкой по трафарету
|
0,5
0,5
0,5
0,5
|
0,5
0,5
0,5
0,5
|
март
|
1.«Слоненок» по Д.Самойлову
2. «Щенок» по В.Бианки
3.Выставка «Иллюстрации к сказкам»
Блок «Иди весна, иди красна…»
4. «Подснежники»
|
Печать губкой
Тычок жесткой кистью
Восковые мелки+акварель
|
0,5
0,5
1
1
|
0,5
0,5
|
апрель
|
1.«Черемуха»
2.«Бабочка»
3. «Весеннее солнце»
4. «Тюльпан»- 9 мая
|
Рисование ватными палочками
Монотипия засушенными листьями
Рисование ладошкой
Аппликация из ткани
|
1
0,5
1
1
|
0,5
|
май
|
1. Выставка «Весна-красна»
2. тестирование
3.Тестирование
Выставка «Чему мы научились за год»
|
Ранее изученные техники и материалы
|
0,5
1
1
1
|
0,5
|
Примерный учебно-тематический план с детьми 5-7лет.
месяц
|
Тема занятия
|
Техника рисования
|
Кол-во занятий
|
практика
|
теория
|
сентябрь
|
1Тестирование
2Тестирование
Блок «Волшебница Осень»
3 «Цветы на нашей клумбе»
4 «Осенняя природа»
|
Кляксография
Кляксография с трубочкой+монотипия
|
1
1
0,5
1
|
0,5
|
октябрь
|
1 «Рисование Музыки»
Блок «Жители леса»
2 «Филин»
3 «Лягушка»
4 «Еж»
|
Кляксография
Печать поролоном
Оттиск смятой бумагой
Тычок жесткой кистью
|
1
1
1
1
|
|
ноябрь
|
1 «Жители леса» -коллективная
2 Автопортрет
3 Автопортрет
4 Выставка «Это Я!»
|
Ранее изученные техники
Карандаши
Гуашь, акварель
|
1
0,5
1
1
|
0,5
|
декабрь
|
Блок «Рисование по мультфильмам»
1 «Капитошка»
2 «Немо» - путешествие в морские глубины
3 «Зима в Простоквашино»-коллективная
4 «Новогодняя открытка»
|
Мыльные пузыри
Цветной граттаж
Рисование ладошкой
Пастельные мелки+ кружево
|
0,5
0,5
1
0,5
|
0,5
0,5
0,5
|
январь
|
Блок «Зима»
1 «Шишки на ветке»
2 «Снежинка»
3 «Зимняя ночь»
|
Тычок жесткой кистью
Изолента
Черно-белый граттаж
|
1
0,5
1
|
0,5
|
Февраль
|
Блок «Открытки»
1 Окрашивание бумаги
2«Мраморная бумага»
3 «Открытка к дню святого Валентина»
4 «Солдат на посту»
|
Мраморирование
Печать ластиком
Печать по трафарету
|
0,5
1
1
|
1
0,5
|
март
|
1 «С 8 Марта!»
Блок « Поэзия»
2 «Весна» по стих-ю Е.Благининой
3 «Весна идет» по стих-ю А.Барто
4 «Весна» по стих-ю Ю.Мориц
|
Печать ластиком и по трафарету
Творческие работы детей с использованием ранее изученных техник
|
1
1
1
1
|
|
апрель
|
1 «Апрель! Апрель!» по стих-ю С.Маршака
Блок «Вселенная»
2 «День космонавтики»
3 «День земли»
4 «День солнца»
5 «Акция «Берегите Землю»
|
Восковые мелки+ акварель
Набрызг+печать губкой по трафарету;Рисование по манке; Витраж
Рисование по ткани-шелкография
|
1
1
1
0,5
0,5
|
0,5
0,5
|
май
|
1 «День Победы»
2 «Мой город»
3 Тестирование
4 Тестирование
|
Рисование по трафарету
Рисование картоном
|
1
1
0,5
0,5
|
0,5
0,5
|
Программа «Веселый лучик» предполагает блочное планирование, где каждый блок отвечает за тематику или технику.
Блоки «Подарки осени», «Море, море…», «Здравствуй, Зимушка-зима», «Иди весна, идикрасна», «Жители леса», «Рисование по мультфильмам», «Зима», «Открытки», «Поэзия» - рисование на определенную тематику с использованием разных техник.
Блок «Кто, кто в сказочке живет?», «Волшебница Осень», - рисование на разные темы с использованием одной техники.
Первый и второй год обучения отличаются друг от друга тем, что в первый год итог блока подводится как коллективная работа, второй год обучения добавляется большее количество занятий по замыслу. Все занятия требуют от педагога тщательной подготовки: изготовление печатей, трафаретов, подбор видеоматериала, музыкального сопровождения, практически на каждом занятии используется ноутбук (просмотр презентации) или телевизор и DVD (просмотр видеороликов или презентаций конвертируемых в видео).
Тематическое планирование и содержание занятий определено интересами детей, сезонностью, праздниками, отмечаемыми в течении года. В зависимости от темы на занятии могут быть использованы различные методы и приемы.
Методы и приемы, используемые на занятиях.
Организационная Часть:
-Чтение стихотворения,
-Волшебные слова,
-Слушание музыки,
-Путешествие,
-Чтение отрывков из рассказов,
-Физминутка,
-Показ тематических репродукций,
-Загадки,
-Поисковая работа детей,
-Беседа,
-Опора на опыт детей,
-Сюжетная игра,
-Ввод игровых персонажей,
- Экспериментирование,
-Просмотр видео, презентаций.
Практическая часть:
-Совет,
-Поощрение,
-Заклинания,
- Физминутка,
-Пальчиковая гимнастика,
-Логоритмика,
-Совместное определение последовательности работы,
-Частичный показ,
-Объяснения,
-Напоминания,
-Творческий поиск детей.
Итог:
-Чтение стихов,
-Игры малой подвижности,
-Пение,
-Танцы,
-Хоровод,
-Сюжетная игра. |