Воскресенье, 19/Май/2024, 02:36:07

Сайт Соловьевой Людмилы Викторовны, 
воспитателя МБДОУ "Детский сад №6 
г. Калининска Саратовской области"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои файлы [3]
Поиск
Главная » Файлы » Мои файлы

Программа дополнительного образования детей
26/Июн/2015, 21:02:39

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 г. Калининска Саратовской области»

Направление: художественно- эстетическое

Программа дополнительного образования детей 4-7 лет «Веселый лучик»

Программа составлена Крамной Людмилой Викторовной, воспитателем МБДОУ

«Детский сад №6 г.Калининска Саратовской области»

 

 

Пояснительная записка

Одним из основных направлений обеспечения разностороннего личностного развития детей дошкольного возраста является решение задач художественно-эстетического воспитания. Эффективным средством достижения целей художественно-эстетического воспитания выступает изобразительная деятельность, которая способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления и является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.

В педагогической практике мы чаще всего сталкиваемся с такими проблемами: с одной стороны - «шаблонность» показа способов действия с художественными материалами воспитателем, с другой,- ограниченный выбор художественных материалов, с третьей, - отношение родителей к рисункам детей, их «отрицательная» или «никакая» оценка, что вызывает у ребенка чувство неуверенности, страха, отказ от рисования.

Неуверенность в себе - это проблема для многих детей, готовящихся поступить в школу. От этой проблемы нужно избавляться как можно скорее, чтобы она не мешала ребенку наслаждаться жизнью, добиваться успехов, заводить дружеские отношения с другими детьми. И поможет нам в этом – рисование с использованием нетрадиционных техник изображения — одно из лучших занятий, которое способствует развитию мелкой  моторики, творческих способностей, фантазии, формирует уверенность в себе, в своих способностях, самоидентификацию в творческой работе, целенаправленность деятельности и, таким образом, воспитывать личность.

Для решения задач художественно-эстетического воспитания была создана программа «Веселый лучик».

Актуальность данной программы возрастает в связи с повышающимися требованиями, предъявляемыми к ребенку-дошкольнику - будущему первокласснику, связанными со становлением новой системы дошкольного образования.

Новизна и оригинальность программы заключается в новом подходе к вопросам художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка посредством  введения в занятия рисование по авторским сказкам, мультфильмам, широком применении видеоматериала и презентаций, на различные темы, использование нетрадиционных приемов обучения изобразительному искусству (более 20 техник).

Пе­да­го­ги­че­ская це­ле­со­об­раз­ность про­грам­мы за­клю­ча­ет­ся в том, что она по­зво­ля­ет ре­шить важ­ные пе­да­го­ги­че­ские за­да­чи:

-умение дошкольника анализировать информацию, полученную из различных источников,

-проявлять индивидуально-творческие способности, выдвигать разные подходы в решении проблем, придумывать оригинальные способы,

-проявление осознанного и активного эстетического отношения к миру, художественно-творческих способностей, готовность к эстетическому восприятию окружающей действительности,

-владение жизненными навыками, необходимыми для успешной социализации в коллективе, обществе, адаптации к школе и быстроменяющимся условиям жизни,

- сформированность важнейших нравственных качеств личности, усвоение общечеловеческих ценностей и норм, умение адекватно оценивать свои возможности, личностные качества.

                               Цели и задачи программы.

Цель программы заключается в формировании у ребенка художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности, посредством использования нетрадиционных техник рисования. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

- Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности;

- Учить детей самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения;

- Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изобразительных материалов.

- Познакомить с разными жанрами живописи.

- Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами.

- Придумывать и создавать композиции, образы.

- Воспитывать у детей эстетическое отношение к родной природе.

- Знакомить детей с художественными качествами и образной выразительностью цвета;

- Создавать благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

- Способствовать развитию речи и мелкой мускулатуры рук детей.

Отличительными чертами программы «Веселый лучик» являются интеграция различных видов деятельности на одном занятии, подбор нетрадиционных техник для групп смешанных возрастов – средняя - старшая и старшая – подготовительная, использование более 20 техник изображения и различных материалов.

Программа создана  с учетом потребностей и возможностей детей среднего и старшего дошкольного возраста, их индивидуальных особенностей,  интересов, и  направлена на удовлетворение познавательных и творческих потребностей ребенка.

Срок реализации данной программы составляет 2 года и предусматривает 2 этапа обучения. Курс занятий рассчитан на 1 раз в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня, продолжительностью 20-25 минут с детьми 4-6 лет и 25-30 минут с детьми 5-7 лет, в группе до15 человек. Общее количество занятий в год: 36 занятий с детьми 4-6 лет и 36 занятий — с детьми 5-7 лет.

Материалы для занятий включают  авторские разработки, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный отечественными учеными и педагогами-практиками (“Цветные ладошки” И.А. Лыковой, методики Т.С. Комаровой, « Занятия по рисованию с дошкольниками» Р.Г.Казаковой, «Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазеров» М.В. Кудейко, «Увлекательное рисование с детьми 3-7 лет» К.К.Утробиной и др).

Основной формой организации образовательного процесса является кружковая деятельность.

Занятия с детьми проводятся в группе или в специально отведённом помещении, при этом учитывается вариативность в организации обстановки, в которой протекает работа с детьми. Все необходимые материалы (подбор которых педагог тщательно продумывает заранее, ещё до начала занятия) рационально размещены на столах и доступны каждому ребёнку. Предусматривается и некоторый запас материалов, на случай, если что-то будет испорчено, который располагается на одном из рабочих столов взрослого. Второй стол педагога, как и мольберт, используется для демонстрации наглядности, для показа приёмов изображения.

Дети рассаживаются за столы свободно.

                             Примерная структура занятий.

Педагог нацеливает детей на выполнение задания.

Рассказывает о предстоящей работе.

Демонстрирует 2-3 приёма работы.

Дети подбирают материал и работают с ним. Детям, испытывающим затруднения, оказывается помощь.

Дети работают творчески и свободно. Впрямую их действия не контролируются. Педагогом приветствуется проявление детьми творческой инициативы.

Педагог напоминает детям об окончании работы и подводит итог (называет поставленную цель, перечисляет выбранные детьми способы её достижения, отмечает успехи и называет трудности, которые удалось или не удалось преодолеть).

Основные требования к уровню подготовки детей 4-7 лет по программе

Возраст

Дети должны знать

Дети должны уметь

4-6 лет

- материалы, которыми можно рисовать (восковые карандаши, кисти, краски), в том числе нетрадиционные: ладошки, ватные палочки, губка, пенопласт, трафарет, засушенные растения.

- цвета и некоторые оттенки (красный, желтый, синий, зелёный, белый, чёрный, коричневый, оранжевый, голубой, серый).

- правильно работать карандашом, разными  кистями;

- владеть нетрадиционными изобразительными техниками: рисование ладошкой, печатание различными печатками и мятой бумагой, тычкование полусухой жёсткой кистью, рисование ватными палочками, тампонирование губкой,“батик”, резерв из свечи в сочетании с акварелью.

- ориентироваться в понятиях: форма, цвет, количество, величина предметов;

- изображать отдельные предметы, а также несложные сюжетные композиции; изменять положение руки в зависимости от приёмов рисования;

- использовать разнообразие цвета, смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка;

- комбинировать разные способы изображения и изоматериалы.

- творить в команде детей.

5-7 лет

- виды изобразительного искусства (автопортрет, пейзаж, натюрмотр, шелкография);

- теплые и холодные оттенки спектра;

- особенности внешнего вида растений, животных.

-способы окрашивания бумаги.

- различать виды изоискусства;

- владеть навыками в нетрадиционных техниках изображения ( батик, кляксография, граттаж, рисование с использованием трафарета и шаблона, набрызг, “мозаичное” рисование, мыльными пузырями, изолентой, набрызг, мраморирование, рисование по манке и ткани);

- смешивать краски для получения новых оттенков;

- передавать особенности внешнего вида растений, животных;

- сочетать различные виды изобразительной деятельности и изоматериалы;

- рисовать самостоятельно;

- создавать коллективные коллажи в сотрудничестве со сверстниками и воспитателем.

 

Ожидаемые результаты и способы определения результативности.

Система диагностики рассчитана на получение необходимой психолого-педагогической информации с целью решения в дальнейшем конкретных практических задач.

Диагностика проходит в два этапа: входная (сентябрь), итоговая (май). Результаты позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемым к детям каждой возрастной группы.

Для проверки знаний ребенка используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, анализ продуктов деятельности. Большое значение при проведении диагностики имеет наблюдение за ребенком на занятии: проявление им интереса к рисованию, творчеству, желания заниматься. Для обследования используются задания из книг Колесниковой Е.В. «Тесты для детей 4лет», «Тесты для детей 5 лет», «Тесты для детей 6-7 лет», направленные на выявление знаний форм, цвета, для исследования внимания и мышления, воображения и фантазии, оценки моторики рук.

Подведением итогов данной программы являются работы детей, участвующие в детских художественных выставках, проходящих в детском саду, всероссийских конкурсах и фестивалях, а также проведение открытых мероприятий на городских и районных методических объединениях.

Примерный учебно-тематический план с детьми 4-6 лет.

месяц

Тема занятия

Техника рисования

Кол-во занятий

практика

теория

сентябрь

1.Тестирование по сенсорике

2.Тестирование по вниманию, мышлению

3.Тестирование по воображению, фантазии

4.Тестирование по развитию моторики

 

карандаши

 

1

1

1

1

 

 

октябрь

Блок «Подарки осени»

1. «Осень в лесу»

2.«Грибы в лукошке»

3. «Ягоды и фрукты

4. «Подсолнух»

 

Печать засушенными листьями Аппликация из крупы

Печать фруктами и пальцами

Рисование пальцами

 

0,5

0,5

1

1

 

0,5

0,5

 

ноябрь

1. Выставка «Подарки осени»

Блок «Море, море…»

2. «Осьминог»

3. «Рыбки»

4.«Дельфин»

 

 

Рисование ладошкой

Рисование ватными палочками

Восковые карандаши+акварель

1

 

0,5

0,5

1

 

 

0,5

0,5

декабрь

1. «Черепаха»

2. Коллективная работа-выставка «Море, море…»

Блок «Здравствуй Зимушка-Зима»

3. «Зимний лес»

4. «Свеча в горшочке» - подарок родителям

Печать семенами клена

Ранее изученные техники

 

 

Печать пенопластом

Композиция из готовых форм

1

1

 

1

1

 

 

1

 

январь

1. «Елочка пушистая»

2.«Снеговик» 

3. «Снежинка»

4. Выставка «Зимушка-Зима»

Тычок жесткой кистью

Печать мятой бумагой

Трафарет+набрызг

1

1

1

1

 

 

 

 

февраль

Блок «Кто, кто в сказочке живет?»

1. «Воробьишко» по М.Горькому

2. «Мохнатый Мишка» по Д.Мамин-Сибиряку

3. «Крокодил» по М.Москвиной

4. «Котенок» по Г.Остеру

 

Печать губкой

Тычок жесткой кистью

 

Печать губкой

Печать губкой по трафарету

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

март

1.«Слоненок» по Д.Самойлову

2. «Щенок» по В.Бианки

3.Выставка «Иллюстрации к сказкам»

Блок «Иди весна, иди красна…»

4. «Подснежники»

Печать губкой

Тычок жесткой кистью

 

 

Восковые мелки+акварель

0,5

0,5

1

1

0,5

0,5

 

 

апрель

1.«Черемуха»

2.«Бабочка»

3. «Весеннее солнце»

4. «Тюльпан»- 9 мая

Рисование ватными палочками

Монотипия засушенными листьями

Рисование ладошкой

Аппликация из ткани

1

0,5

1

1

 

0,5

май

1. Выставка «Весна-красна»

2. тестирование

3.Тестирование

Выставка «Чему мы научились за год»

Ранее изученные техники и материалы

 

 

 

0,5

1

1

1

0,5

 

 

 

 

              Примерный учебно-тематический план с детьми 5-7лет.

месяц

Тема занятия

Техника рисования

Кол-во занятий

практика

теория

сентябрь

1Тестирование

2Тестирование

Блок «Волшебница Осень»

3 «Цветы на нашей клумбе»

4 «Осенняя природа»

 

 

Кляксография

Кляксография с трубочкой+монотипия

1

1

0,5

1

 

 

0,5

октябрь

1 «Рисование Музыки»

Блок «Жители леса»

2 «Филин»

3 «Лягушка»

4 «Еж»

Кляксография

 

Печать поролоном

Оттиск смятой бумагой

Тычок жесткой кистью

1

 

1

1

1

 

ноябрь

1 «Жители леса» -коллективная

2 Автопортрет

3 Автопортрет

4 Выставка «Это Я!»

Ранее изученные техники

 

Карандаши

Гуашь, акварель

 

1

 

0,5

1

1

 

 

0,5

декабрь

Блок «Рисование по мультфильмам»

1 «Капитошка»

2 «Немо» - путешествие в морские глубины

3 «Зима в Простоквашино»-коллективная

4 «Новогодняя открытка»

 

 

Мыльные пузыри

Цветной граттаж

Рисование ладошкой

 

Пастельные мелки+ кружево

 

 

0,5

0,5

1

 

0,5

 

 

0,5

0,5

 

 

0,5

январь

Блок «Зима»

1 «Шишки на ветке»

2 «Снежинка»

3 «Зимняя ночь»

 

Тычок жесткой кистью

Изолента

Черно-белый граттаж

 

1

0,5

1

 

 

0,5

Февраль

Блок «Открытки»

1 Окрашивание бумаги

2«Мраморная бумага»

3 «Открытка к дню святого Валентина»

4 «Солдат на посту»

 

 

Мраморирование

Печать ластиком

 

Печать по трафарету

 

 

0,5

1

 

1

 

1

0,5

март

1 «С 8 Марта!»

Блок « Поэзия»

2 «Весна» по стих-ю Е.Благининой

3 «Весна идет» по стих-ю А.Барто

4 «Весна» по стих-ю Ю.Мориц

Печать ластиком и по трафарету

Творческие работы детей с использованием ранее изученных техник

1

 

1

 

1

 

1

 

апрель

1 «Апрель! Апрель!» по стих-ю С.Маршака

Блок «Вселенная»

2 «День космонавтики»

3 «День земли»

4 «День солнца»

5 «Акция «Берегите Землю»

Восковые мелки+ акварель

 

 

Набрызг+печать  губкой по трафарету;Рисование по манке; Витраж

Рисование по ткани-шелкография

1

 

 

1

1

0,5

0,5

 

 

 

 

 

0,5

0,5

май

1 «День Победы»

2 «Мой город»

3 Тестирование

4 Тестирование

Рисование по трафарету

Рисование картоном

 

1

1

0,5

0,5

 

 

0,5

0,5

 

Программа «Веселый лучик» предполагает блочное планирование, где каждый блок отвечает за тематику или технику.

Блоки «Подарки осени», «Море, море…», «Здравствуй, Зимушка-зима», «Иди весна, идикрасна», «Жители леса», «Рисование по мультфильмам», «Зима», «Открытки», «Поэзия» - рисование на определенную тематику с использованием разных техник.

Блок «Кто, кто в сказочке живет?», «Волшебница Осень», - рисование на разные темы с использованием одной техники.

Первый и второй год обучения отличаются друг от друга тем, что в первый год итог блока подводится как коллективная работа, второй год обучения добавляется большее количество занятий по замыслу. Все занятия требуют от педагога тщательной подготовки: изготовление печатей, трафаретов, подбор видеоматериала, музыкального сопровождения, практически на каждом занятии используется ноутбук (просмотр презентации) или телевизор и DVD (просмотр видеороликов или презентаций конвертируемых в видео).

Тематическое планирование и содержание занятий определено интересами детей, сезонностью, праздниками, отмечаемыми в течении года. В зависимости от темы на занятии могут быть использованы различные методы и приемы.

             Методы и приемы, используемые на занятиях.

Организационная Часть:

-Чтение стихотворения,

-Волшебные слова,

-Слушание музыки,

-Путешествие,

-Чтение отрывков из рассказов,

-Физминутка,

-Показ тематических репродукций,

-Загадки,

-Поисковая работа детей,

-Беседа,

-Опора на опыт детей,

-Сюжетная игра,

-Ввод игровых персонажей,

- Экспериментирование,

-Просмотр видео, презентаций.

Практическая часть:

-Совет,

-Поощрение,

-Заклинания,

- Физминутка,

-Пальчиковая гимнастика,

-Логоритмика,

-Совместное определение последовательности работы,

-Частичный показ,

-Объяснения,

-Напоминания,

-Творческий поиск детей.

Итог:

-Чтение стихов,

-Игры малой подвижности,

-Пение,

-Танцы,

-Хоровод,

-Сюжетная игра. 

Категория: Мои файлы | Добавил: крамная
Просмотров: 249 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 крамная  
0
Уважаемые гости, коллеги, если вы используете материал моей программы, то, пожалуйста, указываете ссылку, так как этот материал является часть дипломной работы, которую я пишу. Спасибо за понимание.

Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz