Воскресенье, 19/Май/2024, 09:55:14

Сайт Соловьевой Людмилы Викторовны, 
воспитателя МБДОУ "Детский сад №6 
г. Калининска Саратовской области"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [61]
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование основ финансовой грамотности в разных видах детской деятельности

В современных условиях усложнения финансовых отношений, а именно возрастания использования финансовых услуг, появления ранее не известных, не простых для понимания финансовых инструментов, вопросы финансовой грамотности населения становятся крайне актуальными. По этой причине разрабатываются и реализуются образовательные программы по финансовой грамотности, в том числе учебные и методические пособия для детей дошкольного возраста.

С дошкольных лет дети постепенно становятся участниками экономической жизни и финансовых отношений, направленных на производство, обмен, распределение и потребление материальных ресурсов.

В этой связи важно с детства закладывать основу финансовой сферы, которая будет использоваться в повседневной жизни и приносить очевидный финансовый результат, а также финансовую культуру как составляющую общей образовательной культуры детей.

Азы экономики и финансов у дошкольников закладываются в процессе становления положительного отношения к разным видам труда, понимании его роли в обществе и жизни каждого человека.  В соответствии с ФОП ДО проявление интереса к труду взрослых и знакомство ребенка с профессиями начинается с младшего возраста. Экономические и финансовые понятия вводятся в образовательный процесс с 5 лет. Детей старшего дошкольного возраста знакомят с основами экономики, назначением рекламы для распространения информации о товаре, понятием "финансовая грамотность человека", назначением денег и денежными отношениями, культурой потребления, разными профессиями и трудом взрослых.

Цели и задачи, направленные на становление основ финансовой грамотности представлены в содержании пяти образовательных областей и реализуются в разнообразных видах детской деятельности:

- игровая,

- речевая,

- элементарная трудовая,

- изобразительная деятельность и конструирование из разных материалов.

Игровая деятельность, охватывающая разные виды игр (сюжетно-ролевая, театрализованная, строительно-конструктивная, дидактическая) является эффективным методом обучения детей. Организованные педагогом  игры, как и самостоятельная игровая активность, знакомят детей с профессиями, вырабатывают элементарные практические знания о труде, его оплате, цене товара, осмысленном потреблении, планировании расходов. С детьми старшего дошкольного возраста организуются игры по темам:  "Магазин","Почта","Парикмахерская", "Ателье", "Шляпная мастерская", "Денежкин домик", "Туристическая поездка", "Семья", "Где что купить?", "Выбираем: дешево - дорого", "Занять и одолжить", "Сделал дело - гуляй смело" и др. Вовлекая детей в игру педагог создает такие условия, которые дают ребенку возможность свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, организаторские способности, стремление к достижению цели, осваивать и закреплять представления о финансовых явлениях, экономических терминах, приобретать новые  навыки и умения, переносить их в игровую деятельность. Знания о предприятиях города Калининска(АО "Грейс -КРИЗ", "Швейный цех", Калининские краски ООО НПП "Спектр-ТП", Калининская Мельница № 8 ЗАО "Мельник-С, Калининский маслозавод), объектах бытового обслуживания населения и их особенностях, которые дети приобрели в рамках познавательного проекта "Дом, который построил..." также отражались ими в игровой деятельности.

Речевая деятельность детей (слушание и говорение),  реализуется посредством бесед, обсуждений, чтения рассказов, сказок, стихотворений, использования поговорок, пословиц, загадок, разыгрывание театрализованных представлений тематической направленности. В ходе общения знания детей уточняются, обобщаются, систематизируются, обогащается словарный запас.

Чтение художественной литературы играет важное значение в формировании основ финансово - экономической грамотности, поскольку оно способствует пониманию многих финансовых явлений, развивает познавательный интерес к экономике и создает положительную мотивацию к ее исследованию. В образовательном процессе широко используются разные произведения, ориентированные на основные экономические сферы, с которыми мы знакомим детей: труд, производственный процесс, обмен, потребности, деньги, доход, ведение хозяйства. К таким произведениям относятся "Морозко", "По щучьему веленью", "Вершки - корешки", А. Толстой "Приключения  Буратино", К. Чуковский  "Муха - Цокотуха", Г. Х. Андерсен "Дюймовочка", Ш. Перро "Кот в сапогах", А.С. Пушкин "Сказка о попе, и о его работнике Балде", "Сказка о рыбаке и рыбке", В.П. Катаев "Цветик-семицветик", специально написанные произведения экономической тематики для детей дошкольного возраста: "Волшебный банкомат" Т. Попова, А. Булавкина, "Финансы для детей. Иллюстрированная энциклопедия", "Дотянуться до звезды. Детям о труде, деньгах и заработке" Т. Шарова и другие.

Особое влияние на детей оказывают пословицы и поговорки, помогающие понять актуальность народной мудрости: с древности люди ценили честно заработанные деньги и считали важным умением грамотно распределять свои доходы и планировать расходы – именно это и является основой личного финансового образования.

Элементарная трудовая деятельность, в том числе самообслуживание, хозяйственно-бытовой и ручной труд, труд в природе, формирует позитивные установки на различные виды труда, тем самым закладывая основы экономической и финансовой грамотности у дошкольников. В процессе трудовой деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, его результатам и труду других людей.

 В дошкольном учреждении ребенок получает элементарные знания о торговых отношения, начинает осознавать, что выгода зависит от реализации продукции, а качественный товар является результатом качественной работы.  Например, в рамках познавательно - творческого проекта "Новогодние игрушки" в детском саду была открыта "Мастерская Снегурочки" в  которой дети изготавливали новогодние игрушки из бросовых материалов, восстанавливали старые (бабушкины) игрушки, вместе с родителями принимали участие в конкурсе "Лучшая новогодняя игрушка", создавая игрушки для городской елки.

Значимость своего труда дети начинают понимать, работая в огороде и цветнике, которые находятся на территории детского сада. Участие в совместной трудовой деятельности по выращиванию овощных культур, зелени, цветов воспитывает в детях самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца,  формирует необходимые умения и навыки, учит ответственности. Так, выращенную на огороде морковь, ребята не только употребляли в пищу, придумывая вместе с родителями интересные рецепты и приготовляя блюда, но и превращали морковь во всевозможные предметы (проект "Веселые приключения Морковки")

 В рамках проектной деятельности "Ах, эти шляпки..." в дошкольном учреждении работала "Шляпная мастерская", где ребята знакомились с профессией "дизайнер", изготавливая шляпы для праздника. В процессе такой трудовой деятельности дети учились бережному отношению к материалам и инструментам, знакомились с наиболее экономными приемами работы, проявляли творчество и инициативу, учились оценивать результат своей работы, рекламировать головные уборы.

В рамках проекта "Приключения пчелки Майи" дети знакомились с профессией "пчеловод", производством меда и продуктов пчеловодства, вариантами их применения в жизни человека, придумывали этикетки на баночки с медом, работали с воском, сравнивали продукцию по качеству. Трудовая и познавательно - творческая деятельность способствовала развитию самостоятельного мышления у детей, способности принимать решения, искать ответы, планировать, предвидеть результат и учиться сотрудничать с другими людьми.

Изобразительная деятельность, как и конструирование из разных материалов - важная и неотъемлемая часть жизни любого ребенка, одна из важнейших компонентов формирования личности дошкольника. Каким же образом изобразительная деятельность связана с формированием основ финансовой грамотности? "Работая" в "Рекламном агентстве" дошкольники удовлетворяют свои потребности в эстетическом общении, развивают эстетические чувства и художественный вкус, совершенствуют техники выполнения той или иной творческой работы, знакомятся с нетрадиционными техниками изображения: рисование рекламных листовок, звукозапись рекламного слогана,  видеозапись рекламного ролика (с привлечением родителей). Творческая деятельность детей проявляется в изготовлении денег способом печати, чеканки, придумывании дизайна банковской карты, изготовлении товаров для ярмарки, магазина, посильном ремонте игрушек, изготовлении подарков и др.

Образовательная деятельность в направлении раннего финансового просвещения развивается не только в форме совместной образовательной деятельности, но и продолжает разворачиваться в самостоятельной деятельности дошкольников

Для этого используются возможности развивающей предметно - пространственной среды, которая включает предметы, отражающие содержание различных сфер экономической деятельности: произведения художественной литературы экономического содержания, кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы, дидактические игры, предметы - игрушки для организации сюжетно - ролевых игр, фильмы познавательного содержания и мультфильмы и др.

Внедрение экономического воспитания в образовательный процесс позволяет осуществить тесную взаимосвязь между нравственным, этическим, трудовым и финансовым воспитанием, способствуя становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.

Детский сад представляет широкий спектр возможностей для понимания реалий современной жизни, в том числе и экономических. Однако дети воспринимают окружающие события через призму семейного отношения. Ребенок наблюдает за всеми экономическими проблемами, которые решаются в семье, видит реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие. От настроения родителей (оптимистичное или пессимистичное), зависит эмоциональное состояние ребенка. Поэтому работа по формированию базовых финансовых знаний дошкольников осуществляется в тесной взаимосвязи между родителями и педагогами, в понимании важности данного направления развития. Работа по улучшению педагогического опыта родителей в воспитании финансово грамотного ребенка осуществляется путем консультаций, рекомендаций, проведения родительских собраний, индивидуальных бесед, участия в проектной деятельности и т.д.

По итогам выполненной работы отмечаются положительные изменения, произошедшие во всех участниках образовательной деятельности:

- Дети приобрели первичный финансовый опыт, научились применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер;

- Родители приобрели дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей;

- Педагоги прошли курсы повышения квалификации по финансовой грамотности; реализуют программу по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

В результате проделанной работы можно отметить, что разнообразная детская деятельность способствуют приобретению финансовых навыков и экономических знаний у воспитанников; семья играет важную роль в формировании финансовой грамотности дошкольников и взаимодействие педагогов и родителей является значимым условием в этом процессе.

 

Используемые источники:

1. https://attestatika.ru/kursy/ - Центр развития компетенций «Аттестатика»;

2. https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

3. https://docs.edu.gov.ru/document/0e6ad380fc69dd72b6065672830540ac/ - Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»;

4. https://kras-dou.ru/mdou6/images/19-20/doc/fin-gram/programma_azy_finansovoy_kultury_dlya_doshkolnikov.pdf - Стахович Л.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - 2-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. - 32 с.

Категория: Мои статьи | Добавил: крамная (06/Май/2024)
Просмотров: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz